Самаркандский писатель и публицист Нусрат Рахмат размышляет
о межнациональных отношениях в Центральной Азии.
− Нусрат ака, герои Ваших произведений любят свою нацию и искренне уважают представителей других народов. Вы также в публицистических статьях неоднократно затрагивали моральную сторону межнациональных проблем. Скажите, что Вы можете сказать о межнациональных отношениях в Центральной Азии на сегодняшний день?
− Нусрат ака, герои Ваших произведений любят свою нацию и искренне уважают представителей других народов. Вы также в публицистических статьях неоднократно затрагивали моральную сторону межнациональных проблем. Скажите, что Вы можете сказать о межнациональных отношениях в Центральной Азии на сегодняшний день?
– Ситуация очень непростая. Но это естественно. После развала Советского Союза возникла масса проблем. В том числе, территориальные, экологические, дорожные, по водопользованию, и т.д. А интересы не всегда совпадают. Плюс к этому, всплыли на поверхность многолетние обиды, разочарования. Каждый начал, как говорится, гордиться своими "болотами и болячками". Слава Богу, ярости уже утихли, волна ушла на спад. Такую неприятную историю в свое время пережили и европейцы и др. Как и когда освободимся от этих недуг, зависит от нас самих. Здесь заметная роль принадлежит позиции представителей интеллигенции.
Я видел видеокадры о кровопролитии в Оше и Джалалабаде. Там на дверях мелом было написано "узбек" или "киргиз". Значить, где "узбек", можно ворваться, убивать, насиловать, жечь дом и имущество. Или же наоборот. Что за мораль? Это же ужас. Жутко было смотреть. А где корень зла? Почему и каким образом стал человек человеку волком? Не знаю, не знаю...
Народный поэт Узбекистана Джамал Камал писал: "Узбеки там жили веками, это и их родина. Человек не должен быть чужим на своей родине". Да, они жили веками и дружно с киргизами. Я, например, не собираюсь обвинять киргизский народ. Целый народ не может стать националистом. Но вот интеллигенцию киргизскую и, частично узбекскую, не могу оправдать. Значит, они не воспитали своих детей, учеников, студентов в духе уважения к другой нации. Они не знают цену дружбе и толерантности. Значит, они сами заражены националистическим дурманом. Жаль, что некоторые стали говорить перед микрофоном и с трибуны одно, спустившись вниз – другое, а в ресторане – третье.
Я уверен, что если был бы жив Чингиз Айтматов, он бы просил прощения у узбекского народа. В связи с этим еще раз подчеркиваю: повторится ли впредь такой кошмар, зависит, именно, от интеллегенциии.
− Вы неоднократно писали о узбекско-таджиксих отношениях...
− Мне очень больно даже думать о нынешнем положении этих отношений. Видите ли, я по паспорту – таджик, а гражданин, журналист, писатель – Узбекистана. Книги мои написаны, в основном, на узбекском языке, редко – на русском. Из персидско-таджикской литературы перевел Авиценну, Ходжа Ахрори Вали и других. Многое из моего творчества размещено в моем блоге, который посещают читатели более, чем из двадцати стран.
Я не могу быть двуличным и невнимательным, когда речь идет о межнациональных, особенно, узбекско-таджикских отношениях. Проявление хоть небольшого неуважения к той или иной нации, или же республике сильно задевает меня. Никогда не присоединяюсь к беседе незнакомых лиц, опасаясь, что кто-то может болтать лишнее про узбека или таджика, или начнет свои дурацкие анекдоты. Клянусь Богом, что это так! Но не могу найти золотую середину.
Да, накопилась масса нерешенных проблем межгосударственного масштаба. По численности узбеки считаются вторыми в Таджикистане, и таджики тоже – вторыми у нас, в Узбекистане. Мне неизвестен национальный состав парламента двух наших стран. Но знаю, что число узбеков в таджикском парламенте, как и таджиков – в узбекском составляет мизер. Если это действительно так, тогда под сомнение попадает честность выборов, и как следствие, легитимность парламентов.
Вообще, крупные, более богатые страны всегда помогали соседам. И Узбекистан вначале добровольно выполнял эту миссию. В тяжелые дни недавней гражданской войны в Таджикистан было отправлено немало продовольствия и товаров первой необходимости, наше государство неоднократно списывало долги. Этого не надо забывать.
Но когда Узбекистан заминировал отдельные участки своей границы, в Таджикистане сильно возмущались.
– Вы нарушили международные нормы, – говорит мне знакомый таджикский журналист.
– Но за вами Афганистан, а для нас самое главное – безопасность нашей страны, – возражаю ему.
– Я изучил этот вопрос, за эти годы на этих минах с обеих сторон подорвались более ста безвинных людей, – продолжает он. – Это – чабаны, пограничники, дети и т.д., но не пострадал ни один террорист или наркоторговец. Ведь, они знают, как и куда пройти. Еще подорвались животные, занесенные в "Красную книгу", а также домашний скот".
– В сложившейся ситуации какова роль, на Ваш взгляд, интеллигенции обеих стран?
– Давайте, начнем с ученых-историков, которые считают себя интеллигентами. Ползуясь доступностью Интернет, они начали поливать грязью соседей. В этом они были уподоблялись базарным бабам. Таджикский академик Р.Масов в своих книгах и некоторых статьях был необъективным по отношению к прошлому узбекского народа. Он открыто писал, что узбеки и таджики никогда не были одним народом. А во всех энциклопедиях, даже в "Большой Советской Энциклопедии", членом редколлегии которой был уважаемый таджикский академик Бобожон Гафуров, пишется, что предки у таджиков и узбеков это – древние согды, бактрийцы, хоразмийцы, ферганцы.
Масов не принимает во внимание, что подобные кривотолки или трактовки усложняют жизнь таджиков в Узбекистане. Ученый и сам не понимает кто такой таджик в Самарканде, Бухаре, Фергане. По паспорту он – узбек, учился в узбекской школе, работает и живет с узбеками. Дома и со своими близкими говорит по-таджикски. Сегодня никого не заставишь, чтобы он говорил или учился на том или ином языке, написал в паспорте, что он такой-то по национальности.
В ответ Р. Масову профессор Гого Хидоятов "сочинил", что бухарские евреи древнее, чем таджики в Мовароуннахре. Это абсолютная ложь. Таджики жили здесь с древнейших времен. Что касается бухарских евреев, они появились в Средней Азии более двух тысячелетий назад. После того, как они поселились здесь, с течением определенного времени, стали говорить на персидско-таджикском языке.
− Другой "ученый" писал, что Амир Темур, завоевав Иран, переселил таджиков, как рабов, а таджики жили только в горах.
– Откуда ему знать, что 500 лет до Амира Темура Рудаки писал стихи на персидско- таджикском языке. Он не знает, что у государства Темура официальным языком был фарси. Он не знает и того, что на перстне Амира Темура по таджикски было написано "Рости – расти", что означает "честность – основа достижения цели". Единственную книгу Амира Темура – "Уложение Темура" перевели с фарси недавно.
Амир Темур и, вообще, все наши предки были двуязычными: Они общались и на фарси, и на тюркском языке. У них не было паспортов с проклятой графой "национальность". Когда Герой Узбекистана, поэт Эркин Вахидов говорил, что корни узбекской литературы уходят в персидско-таджикскую литературу, он был прав.
– А еще один "историк" написал, что узбеки – потомки монголов.
– Ну, довольно. Не надо уделять внимание каждому болтуну. Давайте, продолжим разговор о межгосударственных отношениях. У таджиков есть пословица: "Бародари − баробари", то есть, дружба должна быть равноправной. А узбеки говорят: "Узингни эр билсанг, узгани шер бил", т. е., если ты себя считаешь мужчиной, другого принимай за льва, значит, знай, что есть человек сильнее тебя. Это необходимо иметь в виду и при межгосударственых, межнациональных отношениях. Тогда все сладится, не будет ссор и обид. Только так можно найти золотую середину. Нация − есть нация. Не будет она великой или невеликой, в зависимости от ее численности или древности происхождения.
Меня одного могут не услышать президенты наших двух государств Ислам Каримов и Эмомали Рахмон. Если мы объединимся, соберем подписи, проведем акции и будет задействована народная дипломатия, они забудут все обиды, разочарования, подадут друг другу руки. Я думаю, им тоже не интересно, откладывать эту миссию на будущее поколение руководителей. История – жестокая вещь, она прощает ничего. Я убежден, что, если после всесторонной экспертизы будет построена Рогунская ГЭС, она обеспечит электроэнергией не только Афганистан, Пакистан, но возможно и нас.
− Может быть, международные эксперты предложат уменьшить высоту плотины или же ее габаритов?
− Вообще, людям не нужны самые высокие дамбы, памятники, флагштоки. Им нужны высокая свобода, зарплата, внимание... Я уверен, что недалек тот день, когда изчезнут всякие визы, пограничные посты, минные поля вдоль границ. Каждый узбек свободно может сходить в гости к своим родственникам в Таджикистан, отдыхать в его горных санаториях, наслаждаться красотой Искандаркуля, Памира. В свою очередь, каждый таджик свободно посетит Самарканд и Бухару, получит возможность поклониться мавзолеям Саманидов, Имама аль-Бухари, Ходжа Баховуддина. Да, человек обратно не вернется в пещеру, он стремится к свету, прогрессу. Мы, узбеки и таджики, ничем не хуже других наций!
– Нусрат ака, вы что-то хотели сказать по поводу казахско-узбекских отношений.
– Не знаю, как другим, но мне очень неловко, когда каждый раз Гого Хидоятов "переписывает" историю казахского народа. И тут же думаю об узбеках, живущих и работающих в Чимкенте, Туркестане и других городах Казахстана. Уверен, что его высказывания усложняют им жизнь. Г.Хидоятов откровенно пишет, что, так как казахи были кочевниками, у кочевников не может быть государства. Согласно ему, значение слова "казах" это – бродяга, вор, скиталец, разбойник и т.д. Он отрицает мнение известных ученых и хочет зарабатывать дешевый авторитет.
В такой ситуации наши историки должны выступать с опровержением субъективных мнений Хидоятова, вспомнить об Узбекхане, Абулхайрхане, Абае и о других великих предках казахского народа. Но такого не происходит, хромает интеллигенция и интеллигентность. Ведь национальный вопрос – это вопрос чести.
А некоторые казахские ученые выступая в ответ, критикует не Хидоятова, а узбекский народ или жу обвиняют правительство Узбекистана. Таким было выступление казахского историка Нуржана Жетписбая. Мне хочется обратиться ему: "Боврим, Нуржан! Узбекский народ или же правительство здесь не причем. Вы Гоге Аброровичу вспомните, что историческая наука должна быт нравственной, а не оружией мести. Ему уже 82 года. Его родители были великими актерами, на сцене они сыграли много великолепных ролей, в основном положительных героев. Еще советуйте своему коллеге, что пора и ему сыграть положителный роль: в жизни.
Я пришел к выводу, что история такая вещь, что в ней каждый находит то, что ищет. Если у тебя дьяволское намерение, то можно найти массу фактов, очерняющие любую нацию или историческую личность. Ведь и раньше были ученые нигилисты или неблагодарные люди, которые писали на ту или иную тему. А современные продолжители их дела используют "творение" своих предшественников в качестве первоисточников.
А свою беседу хочу округлять умолением кота Леопальда: "Ребята, давайте жить дружно..."
Бесседовал Тошпулат Рахматуллаев.
ШАРҲ. Миллий масалада ҳаммабоп ҳақиқат бўлмайди.
Гоҳида исбот талаб қилмайдиган ҳақиқатлар ҳам кимлар учундир ҳақорат бўлиб
туюлиши мумкин.
Бу суҳбат кўпларга ёқмади.
Бундан кейин мазкур мавзуда фикр
билдирмайман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий