среда, 14 сентября 2016 г.

НУСРАТ РАХМАТ: А ГДЕ ЖЕ ГОЛУБЫЕ КОРАБЛИ



  Около 50-ти стран мира занимаются хлопководством. Самые крупные из них – США, Индия, Китай, Пакистан, Мексика, Бразилия. На долю этих стран приходится 70 процентов производимого в мире хлопка. В США весь урожай собирается хлопкоуборочными машинами. На родине хлопчатника – Индии и некоторых других странах этот показатель чуть ниже.

А за примером не стоит ходить далеко. До недавних пор и в Узбекистане более половины урожая хлопка убирали "голубые корабли". На хлопкоуборочные машины, производимые заводом "Ташсельмаш", был огромный спрос не только внутри страны, но и за рубежом.

Да, много изменений произошло за последние годы: изменился не только мир, но и мы, люди, стали другими. Если сегодня напомнишь фермеру-хлопкоробу о тех временах, он жалуется на дороговизне топлива и отсутствие самих машин. Или скажет, "Пусть это решают вышестоящие". На самом деле, вопрос надо поставить ребром: До каких пор мы весь урожай будем убирать вручную?

Нынешней осенью мою пятнадцатилетнюю внучку Ситору из колледжа увезли на сбор хлопка. Она за сезон собрала всего одну тонну хлопка-сырца. Это стоило нам немало нервов, а также семья понесла большие расходы. Хлопкоуборочная машина за сезон собирает в среднем 200 тонны, что равносильно работе двухсот сборщиков . Это лишь экономическая сторона вопроса.

Да, и мы сами в молодости собрали хлопок. Но сегодня наши дети и внуки более нежные, слабые, чем наше поколение. Главное, сейчас, когда техническое развитие достигло небывалых высот, ничем нельзя оправдывать использование детского труда. Это также не соответствует международным нормам, и вообще никакой морали! Самим страшным является то, что детей выпустили на поле сразу же после дефоляции хлопчатника. А дефолианты – это самые страшные яды.

В октябре был в Бухаре. Все магазины, базары были закрыты. Все были мобилизованы на сбор хлопка. Я уверен, что с работой этой огромной армии сборщиков могла бы справиться лишь одна хлопкоуборочная машина.

Лет двадцать назад мне пришлось частично изучать опыт американских фермеров. Опубликовал ряд статей. Они собирает урожая лишь один раз машинами. 10-15 процентов урожая оставляют на поле, так сбор этой части считается экономически не выгодным.

Хочется спрашивать: нужно ли нам нерентабельное "бело золото"? Было бы целесообразно, если по этому поводу высказало свое мнение Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана.

Нусрат Рахмат,

Самарканд

ШАРҲ. Бу мақола яхши “ишлади”. Кўплар  уни маъқуллаб,  фикр билдиришди. Аммо мен тилга олган вазирлик ёки бошқа юқори ташкилотлар кўриб, кўрмасликка олишни маъқул билдилар.
 Матбуотнинг эса шундай қудрати борки, у жамоатчилик фикрини ўйғотаолади.
Интернетни эса жаҳон ўқийди. Мазкур мақола ва бошқа матбуот хабарлари сабаб бўлиб, Европадаги бир қатор жамоа ташкилотлари республикамиз пахтасига эмбарго эълон қилиш, яъни уни харид қилмасликни таклиф қилабошладилар.  Бир йилдан кейин эса фақат 18 ёшга тўлганларгина теримга олиб чиқиладиган бўлди.
Ҳозир ҳам пахта теримига оммавий жалб этиш давом этябди ва  билишимча, турфа ноҳақлик ва нопокликлар содир этилябди. Мен эса “пахта иши” тағин такрорланишидан хавотир тортадиган бўлганман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий