Обычно, те или иные социальные или исторические процессы можно поделить на четыре ступени их развития. Первый этап образно можно представить так - ни разговоров, ни действий. Идея только определяется. На втором этапе начинаются околоидейные разговоры, но действия пока нет. Далее разговоры продолжаются, но и работа не стоит на месте. И наконец, словоблудие заканчивается, а реализация идеи в самом разгаре.
Эту закономерность можно вполне применить к наболевшему вопросу о повороте течения сибирских рек в Среднюю Азию. Проблема в связи с известными политическими и экономическими потрясениями, в основном, с развалом Советского Союза, не потеряв актуальности, сегодня совсем сошла на "нет". Хотя напомню, что именно в те времена в Средней Азии было построено множество каналов и водохранилищ, которые обеспечили местных жителей работой и хлебом, о чем достаточно писалось в газетах.
В наше время ситуация с водой в Среднеазиатском регионе очень острая. Давно не секрет, что в Каракалпакии, Хорезмской и Бухарской областях уже сегодня невозможно употреблять водопроводную или же артезианскую воду. То есть эти территории превратились в экологически неблагополучную зону. В связи со строительством гидроэлектростанций в верхних частях Амударьи и Сырдарьи и мировым потеплением запас воды в реках Средней Азии резко уменьшается. А если предположить, что и Афганистан потребует свою долю, когда в стране восстановится мирная жизнь, то можно представить, что такой расход воды приведет к экологической катастрофе. И только сибирские реки способны решить эту проблему, причем обеспечив живительной влагой миллионы людей не в одном Узбекистане, но и всей Средней Азии. В барханах Кызылкума зацвели бы сады, заколосились бы поля, да и хлопка можно было выращивать куда больше. А это значит новые рабочие места. Но главное, частично была бы решена проблема высыхания Арала.
Теперь о самом проекте. Когда-то мне пришлось работать в комитете по охране природы Узбекистана, где я и ознакомился с этим проектом. На тот момент длина главной магистрали, от которой отходили еще ветки, составляла 2250 километров, ширина в среднем - 200, глубина - 16 метров. На территории Казахстана магистраль пересекала Сырдарью и, пройдя несколько километров по территории Каракалпаки, вливалась в Амударью. Надо сказать, что канал по объему принес бы Казахстану и Узбекистану столько воды, сколько дает Сырдарья ежегодно. Конечно, на строительство века потребовались бы огромные усилия, средства, возможно, не один год. Однако это стоило бы того - канал принес не только воду, но, разумеется, и политическую стабильность. А экология? Где вода, там и жизнь: птицы, растения, животные.
Но, надо заметить, в первом варианте проекта имелся единственный недостаток. Не было намечено бетонирование канала, а ведь если этого нет, то возможны болота, засоление почвы.
Что касается стоимости проекта и его финансирования. Многие африканские, арабские государства, продавая нефть, покупают воду. Средняя цена кубометра воды на данный момент в мире составляет где-то три доллара. Поэтому при строительстве нового канала придется регулировать ценообразование. Например, питьевая вода будет дороже, чем поливная. А для Арала, думаю, она станет бесплатной. Конечно, в дальнейшем будут подписаны межгосударственные договоры, которые дадут возможность помогать осуществлению проекта международным организациям. А потом, если каждый кубометр воды будет использоваться разумно, то затраты при строительстве окупятся во много раз.
Сейчас между Россией и Казахстаном идет доработка этого проекта. Я надеюсь, что наш Узбекистан не останется в стороне, и задача СМИ не отмалчиваться, а широко обсуждать этот вопрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий