воскресенье, 15 августа 2010 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС – ВОПРОС ЧЕСТИ

Профессору-историку Гоге ХИДОЯТОВУ

Уважаемый Гога Аброрович! Прочитав вашу статью: «Казахская история в кривом зеркале лжеисториков ( «ЦентрАзия» 07 06 2010) в моей душе возникло нежелательное сожаление, раздражение, опасение, неловкость. Именно, неловкость, перед моими казахскими друзьями, родственниками.
Выдумать такую оскорбительную ложь о целом народе не этично, не по восточному.

Мне осталось непонятным, зачем вам нужно было переписывать их историю? Что вы хотели доказать этим? Национальный вопрос – вопрос чести. В такой ситуации, даже правду, известную всем, придется подавать, завернув в блестящую фольгу.
Да, признаю, в статье немало исторических фактов, оригинальных абзацев о завоевании Средней Азии, о Кокандском ханстве. Но зачем нарочно сочинять заведомую клевету на братский народ.

Обвиняя их, Вы сами превратились в лжеисторика, дилетанта.

Прочитав, сразу же подумал с опасением об узбеках, проживающих в Чимкенте, Туркестане, и о наших ребятах, работающих в Казахстане. Я уверен, после такого выступления им навалятся всякие намеки, обратные ответы, кое-где испортится взаимопонимание, дружба. Иногда она превратится в ненависть к друг другу и это приведет к чему не трудно догадаться. А ведь вы считаете себя сторонником того, чтобы историческая наука была нравственным и оружием воспитания людей.

Да, сейчас немало людей заражено, как вы цитируете, националистическим дурманом. Среди них немало людей и с антиказахским настроением. Большая часть из них еще не сформированные фанатики, молодёжь. Для них ваша статья – удобное оружие. Как же не верить, ведь доктор наук пишет. Они и пропагандируют, распространяют эту статью, иногда без особой осторожности или же без боязни выскажут в любом кругу оскорбительные слова о казахах. Представьте себе, там может присутствовать и казах. Поставьте себя на его место. Какой будет для него удар и вообще по дружбе людей.

Сочинять специально для такого круга людей – антиморально. Не надо забывать: сейчас главный вопрос в Центральной Азии – вопрос стабильности и человек, считающий себя интеллигентом, должен служить этому священному делу.

Я лично знаю семьей который, отец узбек, мать казачка или же наоборот. У них дети… Представьте, какая неловкая ситуация появиться в таких семьях. А вдруг дети из этих семьи поддаются таким абсурдам?



Позвольте переписать некоторые абзацы от вашего вступления.

«Казахского ханства никогда не существовало и не могло существовать. Казахи до 30 годов ХХв. вели кочевой образ жизни, а у кочевников государственности не было, да и не могло быть»

«Поскольку вначале они уходили от людей, отдалялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, то их назвали казаками (то есть скитальцами, бродягами, ворами и разбойниками Г. Х. ). Это имя и закрепилось за ними»

Я долго ждал, с надеждой, что кто-нибудь из наших, да, именно из узбекских историков выступают, то есть исправит своего коллегу и даже попросит прощения за высказания ученного-нигилиста. Такой добрый шаг требует закон дружбы, братство, просто этика, культура. Но, к сожалению, этого не последовало.

Я хоть и не историк, но знаю про Золотую Урду, про Узбекхана, Абулхайрхана, великого Абая… Несмотря это перелистал нескольких учебников, энциклопедии, между прочим, не только советского периода и еще раз убедился, в том, что можно позавидовать истории казахского народа.
К сожалению, и насчет слово «казах»а. Оказывается, имеются и другие толкование, варианты. Но ваша нездоровая фантазия остановила ваш взгляд именно на этой фразе.


Признаю, не очень по душе был выступление вашего оппонента, казахского ученого, господина Нуржана Жетписбая. Слишком эмоционально критикует он вас, но в конце лишь льет помой на всю историю узбекского народа.

«По поводу Вашей статьи можно было бы и не вступать в полемику, так как дискуссий проводятся в основном по научным направлениям, а ваша статья как раз не относится к разрядам научных. Она основана на Ваших больных фантазиях, с примесью зависти или на фантазиях тех людей, которые посоветовали Вам написать такую чушь.»

Между прочим, про «советчиков» автор вспоминает неоднократно. Видимо, он намекает на правительство Узбекистана. Да, он прекрасно знает, что у руководителей более важные дела, проблемы, заботы. Но жажда возмездия и месть толкают его на неискренний шаг. А пожара бензином не тушат.
Как он признаёт, нежелательные слова имеют обратную силу. Но мне хотелось, что бы он был сдержанным, спокойным. Он пишет:



«Однако, отметим что до 1924 г. как таковой узбекской нации не было, а были лишь оседлые народности сарты – суть таджики и потомки тюркизированных таджик, а также многочисленные казахские племена – кыпчаки, кураминцы, найманы, дулаты и т.д»…

Ученого патриота можно понять. Но не надо и обеим ученым забывать или игнорировать: если казахский народ воспитал таких сыновей как Абулхайхан, Абай, Аузев - значить они имело государство.
Так же, если узбекский народ дал истории такие авторитеты как Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур, Алишер Навои значить была и узбекский нации, хот наши ученые-историки не признают эту истину!

Да, у этих великих гуманистов не была паспорта с графой «национальность» Но они были и остаются честью, совестью своего народа.

Мы часто, по своему бескультурью оскорбляем друг- друга, и с этим топчем дух великих предков. На самом деле, никто, даже ученые-историки не имеют на эту морального права.

Ну, довольно. Я не хочу драматизировать, не хочу быть советчиком или же наставлять, увещевать, а просто хочется повернуть внимание уважаемых ученых в другое русло.

Говорят, когда дерутся два человек, то виноват тот, кто из них умнее. Потому что он мог не допустить, предотвратить этого. А я думаю, когда воюют два народа или нации, виновата их интеллигенция. Именно она, вместо того, чтобы предотвратить безумство, воспитать молодёжь в духе уважения к другой нации, пишет или же болтает всякую ерунду о соседа и заражает толпу дикими идеями.

Именно от этого придется искать причины Оша и Джалалабада.
Это было жутко. Там сожгли целые кварталы, убивали детей, глумились над женщинами.

Люди, будьте, бдительными: такой пожар может случиться с нашим кишлаком, городом, принести несчастья нашим детям!

Мне не вериться, что экономические трудности или же смена власти приведет к таким беспорядкам. Даже писали, что это диалектика, естественно и мы должны пройти через это.

В старом городе Самарканда столетиями рядом с таджиками, узбеками и жили Бухарские евреи, иранцы. Была война, голод, всякие строи, смена власти, но не было этнических конфликтов. Правда, после объявления суверенитета, евреи покинули наш город, но продолжают часто посещать его. Или же, посмотрите, как дружно живут узбеки в Чимкенте, Худжанде, Афганистане с местными жителями.

Повторяю, главная причина - заражение людей бредовыми идеями и разжигать межнациональную вражду. Сегодня задача, считающего себя интеллигентом человеком, широко обсудить причины событий в юге Кыргызстана, предотвратить повторения таких явлений.

На востоке всегда слушали ученых, писателей, старших. Чтобы этот вакуум не заполняли всякие шовинисты, нигилисты, мы должны сказать своё слово, взывать людей к терпению, толерантности. Это и есть наш гражданский, человеческий долг.

И еще: мы вспомнили о паспорте с графой «национальность». Между прочим, такие паспорта остались только в некоторых республиках Центральной Азии. Такой графы не существует в России, Европе, Америке. Это не значить, что мы слишком цивилизованные. Может быть - наоборот.

Мне сказали, что нет ни одного узбека в парламенте Кыргызстана и Таджикистана, так же, ни одного министра, даже ректора, хот узбеки по численности в обеих республиках занимают второе место. В ответ, они обвиняют Узбекистан в точно такой же картине. Если это действительно так, виновата только эта проклятая графа. Больше ничего.

Говорят, каждая нация гордится своим болотом. Как будто она великая нация, двигатель цивилизации. Но слова «великая нация» всегда меня смущают. Появиться вопрос: в отношение каких нации они великие? Значит, имеются и не великие нации? Да, великих нации нет, но к сожалению, встречаются униженные, оскорбленные нации, люди. Вот об этом должно позаботиться человечество. В отношении их нужны гуманизм, доброта, интеллигентность.

Гога Аброрович, я думаю, что когда человеку семьдесят отроду, он начинает страдать комплексом неполноценности. Его без конца будоражит ушедшие годы, пущенные возможности, полностью не реализованные знания, силы. День за днем покидает друзья, спешат в другие страны или же на тот свет и ты чувствуешь себя одиноким. Плюс к этому, думать о могиле... Между прочим, не только общество, но и природа протягивает левую руку. Начинается бессилие, болезни… Короче, старость – не радость

Мы с вами и к сожалению, и к счастью дошли до такого возраста.
И человек в таком положение хочет показать себя, он желает, чтобы ему уделяли больше внимания, считались с его мнением. Иногда это приводит к глупым действиям. Критикует власть, нации, авторитеты. Или наоборот, начинает хвалит руководителей, занимают подхалимством. Точнее, таким образом, хотят заработать дешевый авторитет. Не хотел бы назвать это авторитетом, даже дешевым, но внимание ему уделяют. На самом же деле, это не уважение.

Вообще быть в молодости немного экстремистом, а в старости компромиссом - нормальное явление. А в пожилом возрасте начинаешь шататься, люди шепчут об ушедшей крыше.

Пора уже молиться Аллаху. Мы с вами набрали достаточно грехов.

Ваши родители были великие актеры Узбекистана. Сколько я знаю, в честь одного из положительных героев, сыгранным вашем отцом, вас назвали Гогой.
Я думаю и вам пора сыграть роли положительных образов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий